Эйнштейн о Боге — отношение и высказывания физика о религии

Верил ли Альберт Эйнштейн в Бога и как он относился к религии? В статье мы разберемся, кем был великий физик — верующим, агностиком или атеистом.

Вопросы и споры на тему присутствия в нашей жизни сверхъестественных сил ведутся на протяжении веков. При смене одного хронологического периода на другой зачастую менялось и отношение к религии: от сожжения еретиков и вероотступников до права выбора того или иного учения.

На сегодняшний день религия стала личным делом каждого человека: большинство стран приобрело статус светских государств, а воскресные походы в церковь считаются, скорее всего, залогом традиций, а не веры.

Однако наибольший интерес представляет собой взаимосвязь религии и науки. Религия опирается на веру — признание истинности того или иного явления независимо от фактов и логики, которые, в свою очередь, являются базисом науки.

Эйнштейн о Боге и религии — высказывания и цитаты физика

Вследствие многие видные учёные предполагали, что наука и религия должны находиться в состоянии конфликта друг с другом (идеологами данной идеи были Ричард Фейнман, Ричард Докинз, Виталий Гинзбург).

По-вашему, Бог — это...
Персонифицированный сверхразум
10%
Организующий принцип Вселенной
70%
Попытка людей оправдать свое невежество
20%
Проголосовало: 10

Иные считали, что данным концепциям понимания и объяснения мира достаточно просто быть независимыми друг от друга. Были и другие точки зрения, менее распространённые в научной среде: дополнение и целостное объединение. Как мы можем наблюдать, наиболее влиятельными представляются теории, противопоставляющие и отделяющие друг от друга науку и религию.

Значит ли это, что все учёные (по крайней мере, деятели конца девятнадцатого — начала двадцатого веков) априори отвергали религию? Нет.

Ярким примером является Альберт Эйнштейн — самый влиятельный физик двадцатого века и один из величайших умов за всю историю человечества. Многие источники голословно утверждают, что создатель теории относительности был религиозным человеком и верил в бога. Так ли это на самом деле? Почему этот вопрос не столь очевиден? И что означает знаменитая фраза Эйнштейна: «Бог не играет в кости»?

Если вы хотите сразу перейти к ответу на вопрос, верил ли Эйнштейн в Бога, как относился к религии и что значила его фраза: «Он не играет в кости» — можете перейти в середину статьи (ссылка).

Эволюция представлений человека о мире

Чтобы говорить о мировоззрении конкретно взятой личности, необходимо подробно изучить перемены в видении мира, происходившие в ту или иную эпоху. Но для этого нужно дать определение понятию мировоззрение:

Мировоззрение — совокупность представлений о мире, выраженных в системе ценностей и идеалов конкретно взятого субъекта.

Исторический периодКраткая характеристикаВидение мира
От 2 миллионов до 4 тысяч лет до нашей эры (приблизительно)Присваивающее хозяйство, первобытно-общинный стройАнимизм
От 4 тысяч лет до 2 тысяч лет до нашей эры (приблизительно)Зарождение и развитие государственности (Вавилон, Древняя Индия, Древний Египет), деспотия, рабствоМифологическое мировоззрение
От 2 тысяч лет до 1 тысячи лет до нашей эры (приблизительно)Формирование, развитие и распространение первых религийМонотеизм
От 1 тысячи лет до нашей эры до 1 тысячи лет нашей эры (приблизительно)Эпоха Античности; возникают науки: математика, физика, астрономия, логикаПриродоцентризм, космоцентризм (кроме того, философское деление на материализм и идеализм)
От 1 тысячи лет до 14-15 веков (приблизительно)Эпоха Средневековья; абсолютные монархии, идеологизация общества, ведущая роль церквиТеоцентризм
От 14-15 веков до 16 века (приблизительно)Эпоха Возрождения, развитие науки, культуры, искусстваАнтропоцентризм
От 16 века до наших дней (приблизительно)Новое время и Новейшее время; основополагающие научные открытия, отход религии и церкви на задний план; возникновение разных мировоззренийЭпистемологический плюрализм

Вывод: мировоззрение человека формирует общество, в котором он существует, и социально-культурные процессы, происходящие в данном обществе. Давайте подробнее рассмотрим каждый из предложенных в таблице исторических периодов или эпох.

От 2 миллионов до 4 тысяч лет до нашей эры

От 2 миллионов до 4 тысяч лет до нашей эры (приблизительно) — эпоха первобытного общества, характеризующаяся отсутствием государственности, социального неравенства и хозяйством присваивающего типа (охота, рыболовство, собирательство), когда человек лишь потребляет природные блага и ничего не отдаёт взамен. Неудивительно, что именно для данного временного отрезка характерен анимизм.

Анимизм — вера в одушевлённость природы, в существование души в каждом теле живой или неживой природы.

Анимизм является прообразом современных религиозных учений ранней формой религии наравне с тотемизмом и фетишизмом:

  • Тотемизм — поклонение животному или растению как своему предку и защитнику.
  • Фетишизм — поклонение предмету, который при помощи магических сил способен влиять на ход событий и давать желаемый результат.

Если развёрнуто и подробно изучать мировоззрение первобытных людей, то можно сказать, что оно было интеграцией всех ранних форм культуры: анимизма, тотемизма и фетишизма — ведь поклонение тем или иным животным и предметам также было свойственно обществу того времени.

Однако, на мой взгляд, фетишизм и тотемизм были проявлены в менее значительной степени и возникли уже после анимизма, так как стали результатом длительной осознанной собирательской деятельности.

От 4 тысяч лет до 2 тысяч лет до нашей эры

От 4 тысяч лет до 2 тысяч лет до нашей эры (приблизительно) — эпоха зарождения первых государств, которые знаменовались деспотическими режимами, социальным неравенством и рабством. Среди них выделялись: Вавилон, Древняя Индия и Древний Египет.

На примере Древнего Египта можно проследить социальное, экономическое, политическое и духовной развитие стран того периода. Несмотря на различные условия, например, окружающей среды, которая непосредственно влияла на формирование государственности в каждой отдельно взятой стране, есть общие характерные черты, главной из которых является мифологическое мировоззрение.

Мифологическое мировоззрение — совокупность взглядов на окружающий мир и на место в нём человека, которая основана на эмпирическом (художественно-эмоциональном) восприятии мира, на возвеличивании роли отдельно взятого человека в природных процессах и вере в него.

Как можно понять из названия, мифологическое мировоззрение основано на мифах.

Миф — художественное произведение, основанное на представлении человека о мире и его рассуждениях относительно занимаемого им места в природных процессах; чаще всего в мифах используются образы богов или сверхъестественных существ.

Чаще всего мифы слагали о богах, причём это касалось и культуры более поздних государств (достаточно вспомнить легенды и мифы Древней Греции, к примеру).

Мифологическое мировоззрение, основывающееся на эмпирическом восприятии мира, если выражаться современным языком, дало человеку определённую «свободу творчества». Это подтверждается многобожием, выдуманными существами и героическими поступками, совершёнными людьми, с рождения наделёнными силами.

Остановимся на богах Древнего Египта:

Египетские боги: список основных
Некоторые из египетских богов. По последним подсчетам, их количество составляло порядка 5000.

Про всех египетских богов сложены мифы (про некоторых даже несколько мифов), которые по своему содержанию кардинально отличаются друг от друга. Каждый бог олицетворяет собой что-то конкретное и выполняет свою функцию.

От 2 тысяч лет до 1 тысячи лет до нашей эры

От 2 тысяч лет до 1 тысячи лет до нашей эры (приблизительно) — образование новых государств, укрепление позиций религии на фоне усиления рабовладельческого строя, возникновения протонаук, пытающихся дать объяснение миру без использования метода научного познания (так как на тот момент его ещё не существовало).

Кроме того, формируется и закрепляется единоличная власть, которой необходима ещё одна действующая опора помимо армии. Во многом по этой причине зарождается монотеизм:

Монотеизм — философская концепция, утверждающая существование лишь одного бога и отрицающая многобожие.

От 1 тысячи лет до нашей эры до 1 тысячи лет нашей эры

От 1 тысячи лет до нашей эры до 1 тысячи лет нашей эры (приблизительно) — эпоха Античности. Она ознаменовалась зарождением и развитием науки, переходом от мифологической картины мира к логической, размышлениям о месте человека в мире и разделением на материализм и идеализм на фоне возникновения проблемы человека и познаваемости мира.

Птолемей и его геоцентрическая модель мира
Геоцентрическая модель мира — попытка Птолемея понять место человека во Вселенной.

Этому хронологическому периоду соответствует такое философское направление как космоцентризм.

Космоцентризм — философская концепция, согласно которой все процессы окружающего мира лежат в основе космоса и зависят от него.

Для древних греков, например, понятие «космос» было синонимично понятиям «структурированность», «упорядоченность», «гармоничность» и являлось противопоставлением понятию «хаос». Природным стихиям уделялось большое внимание, именно поэтому систему взглядов античного человека определял природоцентризм:

Природоцентризм — природа есть совершенство; она не нуждается в изменениях и перейстройстве и определяет всё происходящее вокруг нас.

От 1 тысячи лет до 14-15 веков

От 1 тысячи лет до 14-15 веков (приблизительно) — эпоха Средневековья, знаменующаяся застоем в научном развитии, примитивными технологиями, строгой иерархической структурой общества, идеологизацией. По этой причине для данной эпохи был характерен теоцентризм:

Теоцентризм — философская концепция, согласно которой представляется понимание бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всех существующих благ.

В данный период религия и церковь перестают быть лишь источником познания и объяснения мира, но и получает властные полномочия. Начинает регулировать поведение человека в обществе и общественные отношения не только с помощью религиозных норм, но и прибегая к действительным мерам наказания. Например, аутодафе:

  • Аутодафе — религиозная церемония, на которой помимо богослужения и проповедей производились сожжения еретиков.
  • Еретик — человек, сознательно отошедший от традиционного подхода к пониманию того или иного религиозного учения и предлагающий (или вовсе отрицающий) иной подход к его осмыслению.

Кроме того, церковь поддерживала абсолютную монархию, феодальный строй и иерархическую структуру общества, которая поддерживалась благодаря вере в лучшую загробную жизнь и страху попадания в Ад.

В Библии загробный мир упоминается лишь вскользь: он описан кратко, однако в эпоху Средневековья Ад предстал структурированной красочной системой загробного мира, где страдают грешники.

Сожжение грешников по Данте
Гравюра по мотивам «Божественной комедии». Сожжение похотливых возле стены пламени.

Ад в привычном для нас понимании был описан Данте в «Божественной комедии» и являлся упорядоченным собранием народных верований, речей проповедников и религиозных трудов.

Он был описан настолько ужасающе, что впоследствии на Ферраро-Флорентийском соборе был принят догмат о Чистилище — промежуточной территории между Раем и Адом, где человек может искупить свои грехи. Потому можно сказать, что в Средневековье церковь стала полноценным социальным институтом.

От 14-15 веков до 16 века

От 14-15 веков до 16 века (приблизительно) — эпоха Возрождения, которая определялась возвращением к идеалам Античности и идеологией антропоцентризма:

Антропоцентризм — философская концепция, согласно которой человек является высшим созданием мироздания.

Антропоцентризм проявлялся в живописи, скульптуре, архитектуре.

От 16 века до наших дней

От 16 века до наших дней (приблизительно) — эпоха Нового и Новейшего времени; революционные научные открытия, ослабление роли церкви в управлении государством и мировыми процессами; зарождение эпистемологического плюрализма:

Эпистемологический плюрализм — философская концепция, которая допускает существование различных, независимых друг от друга и равноправных форм знания и методологии познания.

Эпистемологический плюрализм можно наблюдать и в вечных вопросах. Если ранее было принято считать, что возникновение жизни связано с божественным началом, то теперь остаются старые и зарождается целый ряд новых теорий:

  • Гипотеза креационизма — всё живое сотворено богом, следовательно, не нуждается в объяснении;
  • Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни — живые организмы постоянно самопроизвольно появляются из неживой материи;
  • Гипотеза стационарного состояния — жизнь не возникала откуда-то, а существовала всегда, получается, что цепь эволюционного развития организмов должна быть бесконечна;
  • Теория Опарина-Холдейна — жизнь зародилась из неживой материи в ходе сложных биохимических процессов; подразделяется на три этапа:
    1. появление органических соединений;
    2. образование полимерных соединений (белков, липидов, полисахаридов);
    3. возникновение способных к воспроизведению потомства примитивных организмов;
  • Гипотеза панспермии — гипотеза о внеземном происхождении жизни; жизнь каким-то образом была занесена на нашу планету извне (возможно, с помощью астероида или другого космического объекта, упавшего на Землю);

Читайте также: Поиски внеземной жизни.

Это в очередной раз доказывает, что научное сообщество по своим взглядам неоднородно. Встречаются случаи, когда исследования меняли мировоззрение учёных. Ярким примером тому служит Чарльз Дарвин, который вспоминал в своей биографии:

«Во время плавания на «Бигле» я был вполне ортодоксален; вспоминаю, как некоторые офицеры (хотя и сами они были людьми ортодоксальными) от души смеялись надо мной, когда по какому-то вопросу морали я сослался на Библию как на непреложный авторитет».

«Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения».

Отношение Альберта Эйнштейна к Богу и религии

Мы проследили хронологию развития мировоззрения человека. До периода Нового времени оно характеризовалось своеобразным монополизмом, было постулатом и не подвергалось критике. Социально-культурная обстановка всегда является важным контекстом для понимания системы взглядов определённой личности.

Давайте же перейдём к религиозным воззрениям одного из величайших учёных — Альберта Эйнштейна.

Альберт Эйнштейн родился в небогатой еврейской семье и обучался в католической школе. Там он впервые познакомился с Библией и там же разочаровался во многих её постулатах, о чём он сам вспоминал в своей автобиографии:

«Первым выходом была религия, которая внедряется в каждого ребёнка с помощью традиционной образовательной машины. Таким образом, я пришёл — хотя был ребёнком полностью нерелигиозных (еврейских) родителей — к глубокой религиозности, которая, однако, резко оборвалась в возрасте двенадцати лет. Читая научно-популярные книги, я вскоре пришёл к убеждению, что многое в Библии не может быть правдой». 

Сообразительный юноша пришёл к мысли, что государство намеренно занимается обманом молодого поколения, чтобы убить в нём индивидуальность и личные желания. Однако религиозные взгляды полностью не искоренились и остались в определённой форме. Он верил в Бога Спинозы:

«Я верю в Бога Спинозы, который раскрывает себя в законной гармонии мира, а не в Бога, который заботится о судьбах и делах человечества».

Бог Спинозы — термин, обозначающий взгляд философа Бенедикта Спинозы, который отрицает понятие «бога» в привычном понимании, в частности его личностный характер.

Таким образом, можно предположить, что Эйнштейн трактовал постулат «бог» как организующий принцип Вселенной и как философскую концепцию человеческого поведения. Об этом свидетельствует его статья, опубликованная в журнале «Nature», датированная 1940 годом, в которой он писал:

«Когда я спрашиваю себя, что такое религия, я не могу так легко найти ответ. Поэтому сначала, вместо того, чтобы спрашивать, что такое религия, я предпочёл бы спросить, что характеризует стремления человека, который производит на меня впечатление религиозного: человек, который религиозно просветлён, кажется мне тем, кто в меру своих возможностей освободился от оков своих эгоистических желаний и занят мыслями, чувствами и стремлениями, за которые он цепляется из-за их сверхличностной ценности.

Мне кажется, что важна сила этого сверхличностного содержания и глубина убеждения в его непреодолимой осмысленности, независимо от того, предпринимается ли какая-либо попытка соединить это содержание с божественным существом, ибо в противном случае нельзя было бы рассчитывать на то, что оно будет иметь смысл».

Что думал Эйнштейн о религии
Ответ Эйнштейна баптистскому пастору на вопрос о загробной жизни.

«Соответственно, религиозный человек набожен в том смысле, что он не сомневается в значимости и возвышенности тех сверхличностных объектов и целей, которые не могут быть рационально обоснованы. Они существуют с такой же необходимостью и обыденностью, как и он сам. В этом смысле религия — это вековое стремление человечества к ясному и полному осознанию этих ценностей и целей, к постоянному усилению и расширению их влияния».

Если трактовать религию так, то её конфликт с наукой будет невозможен — так считал Альберт Эйнштейн.

Альберт Эйнштейн о Боге и религии: я агностик
В письме 1950 г. к М. Берковичу Эйнштейн заявил: «Моя позиция касательно Бога — позиция агностика. Я убежден, что осознание первостепенной важности моральных принципов для улучшения и облагораживания жизни не требует идей Законодателя, особенно такого, который опирается на дарование и наказание».

Несмотря на то, что многие утверждают, будто учёный был атеистом или, наоборот, набожным человеком, этому нет подтверждения. На самом деле Эйнштейн являлся агностиком:

Агностицизм —  философская концепция, согласно которой познание объективного мира и его закономерностей невозможно.

Сам Альберт Эйнштейн писал:

«То, что вы читали о моих религиозных убеждениях — разумеется, ложь. Ложь, которую систематически повторяют. Я не верю в бога как в личность и никогда не скрывал этого, а выражал очень ясно. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его. Идея персонифицированного божества никогда не была мне близка и кажется довольно наивной».

Спор Эйнштейна с Борном: «Бог не играет в кости»

Но что в таком случае значит крылатая фраза Эйнштейна: «Бог не играет в кости»?

Эту поговорку он разными способами интерпретировал, когда общался с Максом Борном. Эйнштейна тогда овладевали сомнения насчёт квантовой теории, так как Борн ввёл в неё вероятность:

«Эта теория говорит о многом, но всё же она не приближает нас к разгадке тайны Всевышнего. По крайней мере, я уверен, что Он не бросает кости».

Альберт Эйнштейн и квантовая физика
Альберт Эйнштейн не был сторонником вероятностной природы квантовой механики, потому регулярно вступал в дискуссии с ее апологетами — Нильсом Бором (он на фото) и Максом Борном. Несмотря на их разные точки зрения касательно принципа неопределенности и теории скрытых параметров, ученые продолжали дружить.

Заключение

Альберт Эйнштейн считал, что Вселенная зиждется на чётких принципах, а вероятностный характер был совсем не похож на реальное положение дел. Камнем преткновения здесь стали философские взгляды учёного, а не религиозные, от которых на тот момент он уже давно избавился.

Эйнштейн, Бог и религия — ответы на вопросы

Что такое Бог?
В привычном понимании бог — это наивысшая форма сверхъестественного существа, творец мира. В разных религиях он изображается могущественным, мудрым и справедливым создателем, который наблюдает за своим творением.
Что такое Бог в понимании Эйнштейна?
В понимании Эйнштейна бог отражал, скорее, философскую концепцию. Он отрицал персонифицированного бога — это была сложная упорядоченная структура Вселенной, в которой, по мнению учёного, не находилось места вероятности Борна.
Можно ли считать Эйнштейна религиозным человеком?
Как я уже писал выше, Альберт Эйнштейн был агностиком — следовательно, причислить его либо к религиозным людям, либо к атеистам невозможно. Он был скептически настроен к религии ещё с юных лет и отмечал, что главное — это цели и стремления человека, которыми он живёт.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы получать свежие статьи своевременно!
Лучший способ отблагодарить нас — поделиться статьей с друзьями:
Влад Шляховой — автор Ratenger.com

Издатель и главный редактор Ratenger.com.

Оцените автора
Каково ваше отношение к Богу?